Адам, Лилит и Ева: 9 абзацев о библейском мире

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама и Евы. Один из них это отрывок из Бытия (2: 7-8): «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку…» . (Бытие,2: 21-24)

Интересный вопрос, кстати, поставили исследователи и христианские богословы. Так как Адам бы не рожден от женщины, а сотворен, то неясно был ли у него пупок. Этот вопрос, пожалуй, на протяжении веков волновал и художников. Например, на французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Согласно иудейскому преданию, Ева была не первой женой Адама. Бог сотворит из глины Адама, а затем жену его, Лилит. Между ними практически сразу возник серьезный спор: Лилит, утверждала, что они равны, так как оба были сделаны из глины. Убедить в этом Адама она не смогла и улетела, став демоницей, убивающей детей.

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие, 2:17). «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, 3: 1-7).

Примечательно, что в иудаизме змей — это падший ангел смерти Самаэль. Те, кто знакомы с этой историей знают, что он не хотел подчиниться человеку и испытывал к нему сильную зависть. В христианской традиции змей отождествляется с дьяволом, сатаной, принявшим обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а вот Адам смог. И этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.

Психологи в свою очередь тоже пытаются привести свое толкование сюжета соблазнения Евы змеем,  при этом они дают довольно интересное психологическое объяснение поведения персонажей: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода — или умрём вместе, или останемся живы.

 

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. В апокрифическом «Житии Адама и Евы» Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое «первородный грех») т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью «первородный грех» первого Адама.

Источник: top-antropos.com

Понравилось? Расскажи друзьям: