Афганистан — классический пример патриархального общества. Здесь все держится на мужском слове и мужской силе. Потому так важно, чтобы в каждом доме был хотя бы один сын, наследник всего имущества. Но увы, не каждой афганской семье «везет», и иногда в доме рождаются только девочки.
Такая семья подвергается сильному общественному давлению: соседи начинают шептаться, глава семь теряет уважение среди друзей, да и сам ребенок может стать причиной больших скандалов в доме. Да, так тоже бывает.
В Афганистане мало кто из мужчин признается, что за глаза его называют «мада-пошт», что в переводе означает «человек, у которого рождаются только девочки». В афганской традиции сложно найти более стыдного прозвища для мужчины.
В патриархальной стране «все девочки и ни одного мальчика» — почти приговор. И с этим приговором никто не хочет мириться. Потому в семьях бывают по пять, шесть, а то и семь детей (дочерей)… Ни отец семейства, ни мать не оставляют надежд обзавестись наследником. Поэтому (как бы грубо ни прозвучало) попытки зачать мальчика продолжаются до последнего.
А до тех пор, пока в доме только девочки, родители идут на (дикие для западного человека) меры – чтобы хоть как-то защитить свою семью от нападок они выдают свою дочь за сына. Девочку одевают в мужскую одежду, дают мужское имя, коротко стригут и главное, дают свободу, ту которой так не хватает женщинам в афганском обществе.
Таких девочек в стране называют «бача-пош», что на языке дари означает «одетая как мальчик». Эти дети в какой-то мере начинают по-настоящему жить: учиться, заниматься спортом, свободно гулять по городу. Они могут находиться среди мальчиков, играть с ними в футбол, ходить к ним в гости.
Жизнь бача-пош
Есть дети, которым удается легко вжиться в роль. Они привыкают к тем привилегиям, которые получают, выдавая себя за мальчика, и потом с трудом возвращаются обратно в женское обличье. А возвращаться приходится всем. Бача-пош должен вернуться к прежней жизни уже к совершеннолетию.
Многие европейские психологи утверждают, что такая культурная политика влияет на детское сознание очень негативно. У ребенка, привыкшего к свободной жизни в качестве мальчика, вероятнее всего начнут развиваться серьезные нарушения в психике, когда ему придется стать девушкой, лишенной всяких прав. Есть и такие дети, которые настойчиво продолжают оставаться бача-пош и в 17, поступая в высшие учебные заведения и устраиваясь на работу.
Когда бача-пош достигает совершеннолетнего возраста, родители переодевают дочь в женскую одежду и старательно и быстро пытаются выдать ее замуж, как правило за родственника. И тогда в бачу-пош переодевают следующего ребенка. И так до тех пор, пока в семье не родится долгожданный мальчик.
В Афганистане практика переодевания девочку в мальчика хоть и скрываемая, но далеко не табуированная. Официально бача-пош не признаны государством, их права не регулируются законом. Никто не следит за психическим состоянием девочек, которые в прошлом были бача-пош. Эта же культура переодевания девочек в мальчиков встречается еще в одном сверхконсервативном и патриархальном обществе — в Пакистане. Правда, там эта «бача-пош» живет правилами, которые соответствуют их обществу.