В искусстве прощание бывает особо громким и грандиозным: поступки, картины и скульптуры, огромные здания и инсталляции — все это символы прощания, болезненного и мучительного.
Камилла Клодель
Беспокойный и в чем-то даже трагичный роман юной Камиллы со своим учителем скульптуры Огюстом Роденом. Когда роман придет к концу, молодая девушка потеряет ребенка, а Роден так и не женится на ней, она создаст скульптуру, полную отчаяния. Этот всплеск должен был говорить о тягостях возраста, но выдал своего автора с головой.
Оскар Кокошка «Невеста ветра»
Бурная любовная интрига Оскара с Альмой Малер, потеря ребенка, и пара сумасшедших поступков вдохновили чешского художника-экспрессиониста на главное его творение — «Невесту ветра». Именно так выглядит абсолютная капитуляция через живопись.
«Поцелуй» на монументальной кладбище в Милане
Среди прочих скульптур в этом кладбище-музее можно увидеть двух целующихся влюбленных, увенчанных лавром вечного прощания. Вероятно, работа итальянского мастера. Такого же талантливого, как Франческо Мессины или Джакомо Манцу.
«Тадж-Махал» (1648)
Тадж-Махал — поистине великий символ любви и, несомненно, символ прощания и воссоединения. Был построен в память о любимой жене падишаха Шах-Джахана, умершей при родах. Позже он и сам будет здесь похоронен.
Трейси Эмин «Моя кровать»
Прощение иногда обретает гигантские масштабы депрессии. Трейси Эмин и «ее кровать», неубранная, грязная, с разбросанными личными вещами — это наглядный пример того, что происходит, когда прощание слишком сильно затянулось.
Марина Абрамович. Акция «Любовники» 1988
Художница Марина Абрамович и Уве Лайсипен, решив поставить точку в своих непростых отношениях, двинулись в путь с противоположенных концов Великой Китайской стены, чтобы встретиться посередине и навсегда попрощаться друг с другом.
Бернини «Аполлон и Дафна» 1622—25
Бернини подарил человечеству один из самых значимых символов любви, боли и страха. Убегая от Аполлоном Дафна просит у богов спасения — и начинает превращаться в лавр — «Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю…» Скульптура «Аполлон и Дафна» — это тот самый момент, когда Аполлон практически настиг беглянку, но пальцы рук нимфы уже превращаются в ветви, а ноги — в корни лавра.