Отвести душу от ежедневной суеты за серией не по-детски взрослых мультфильмов. Абсолютно скандальных, фантастических, психоделических и, конечно, трогательных. Редакция Интересно знать составила список мультфильмов, которое можно внести в одну общую категорию «самых-самых», за исключением лишь одного сериала — «Симпсонов» (он в любом случае самый).
Самый недобрый – «Футурама» 1999-2003
«Футурама» — планета будущего, полная непристойных и грязных шуток. Но внимательный зритель заметит, что по-настоящему смешным мультфильм делают не столько неприличный юмор, сколько радикально тонкие насмешки. Шоу было закрыто в 2003, и, к слову, в одном из сезонов «Симпсонов» персонаж, именуемый «Подросток с Ломающимся Голосом» кончает с собой с воплем: «Зачем они закрыли «Футураму»?»
Самый социалистический – «Ну, погоди!» 1969-1993, 2005
Грозный советский ответ с папиросой капиталистической эпопее про Тома и Джерри. Классические выпуски сериала со всеми дорожками совершенно обоснованно могут считаться музыкальной энциклопедией застоя.
3. Самый психоделический – «Yellow Submarine» 1968
Полнометражная битловская «лодка» была, есть и будет классикой психоделики. И причин более, чем достаточно: и пейзажи явно выкрадены из счастливых, но ничуть не безвинных галлюцинаций, и то, что в переломный момент звучит песня «Lucy in the sky with diamonds». И потому, что в этой ленте комбинация звука и образа — уже инструмент расширения сознания. И пока персонажи в желтой подводной лодке путешествуют по Пепперлэнду, борясь за любовь, дружбу, цветы и музыку, вы будете погружаться в глубины своего собственного «я». Вы почувствуете это, просто пересмотрев мультфильм.
4. Самый трогательный – «Бэмби» 1942
По-взрослому безупречный «Бэмби» был назван Стивеном Спилбергом самой слезовыжимательной лентой всех времен и народов. История олененка, который только-только начал жить, заводить друзей, знакомиться с лесом и с опасностью… когда пронзительные выстрелы из ружья заставили Бэмби узнать страшное слово — Человек.
5. Самый потусторонний – «Кошмар перед Рождеством» 1993
Провалившийся в прокате «Кошмар перед Рождеством» через какое-то время породил абсолютный культ. Знаменитая и незабываемая улыбка Джека Повелителя Тыкв теперь печать-принт на всевозможных аксессуарах и толстовках тех юных существ, которые хотят лишний раз напомнить миру, что они не так просты, как он о них думает. Хотя, создавая Повелителя Тыкв, Бартон со всей очевидностью не мудрствовал: просто повторял то, что хочет сказать всегда. Что смертельно-страшное и жизненно-прекрасное — близкие родственники.
6. Самый простой – «Про крота» с 1954 года
Своего рода чешский шедевр минимализма. И по форме, и по содержанию. Нарисован демонстративно скупо, с немым (но почему-то не слепым) персонажем Кротом. Он, словом, зверек рациональный и наивный, видит землю доброй и правильной, а все злое и негативное считает результатом случайной ошибки.
7. Самый английский – «Неправильные штаны» 1993
Вероятно, самые что ни на есть британские мультперсонажи из всех существующих. Уоллес и Громит лишь однажды были помещены в полнометраж, а так они живут в тридцатиминутных роликах. Героев помещают в самые высоколобые контексты с языками жестов и прочими сложностями. Но колдовская изюминка фильма состоит не столько в интеллектуализме (безусловно, присутствующем), а в подлинно английской самоиронии. Качество, которое, возможно, более никакими нациями не прирученное.
8. Самый скандальный – «South Park» с 1997 года
Паркер и Стоун студенты Университета Колорадо забавы ради нарисовали короткий мультфильм «Иисус против Фрости» с абсолютно некорректным юмором и идиотскими персонажами. Так появилась первая серия «Южного парка». Потом, по просьбе одного «большого» сотрудника компании FOX, была выпущена вторая серия. И дальше уже само покатилось. «Южный Парк» стал играть на всякого рода табу, горячих новостях, и даже внес свою лепту в общемировой фонд цитат: отчаянный возглас «Они убили Кенни!», относящийся к герою, которого убивают почти в каждом эпизоде, сегодня знает, наверное, каждый.
9. Самый достоверный – «Бивис и Баттхед»
Автор Майк Джадж, первый показ 1993
Бешено популярные «Бивис и Баттхед» были запущены на увенчанном лаврами MTV. За 5 лет существования (1993—1997) ребята вошли в число наиболее выдающихся представителей современной молодежной культуры. Причины вполне очевидны: создатели проекта просто продемонстрировали своими зрителям их самих, пусть и в карикатурном, но вполне достоверном виде.
10. Самый сложный – «Покемон» с 1998 года
Рocket monsters или покемоны — это «существа, которых тренируют для сражений друг с другом тренеры покемонов. Покемон способен к эволюции, фактически являющейся метаморфозой в совершенно новое состояние». Проще говоря, покемоны — это самые разные персонажи, связанные друг с другом лишь традицией аниме.
За десятилетнюю историю мультсериала придумано немыслимое количество покемонов. Самый прославленный Пикачу — абсолютно полноправный и чуть ли не самый узнаваемый представитель японской культуры. Сама же история покемонов за время своего существования так усложнилась, что и не каждому новичку под силу в этом разобраться.
11. Самый фантастический – «Властелин времени» 1982
Этот полнометражный мультфильм 1982 года вышел из-под пера бывшего психиатра Рене Лалу. О киноискусстве он как-то сказал: «Нужно не показывать, а подсказывать. Кино же сегодня по большей части только показывает, и это параноидально-диктаторское кино. А нам нужно кино шизофреническое». И в общем-то, Лалу снял и правда достойный шизофренический фильм.
Мальчик Пьель оказывается один на планете Пердид, населенной злыми гигантскими шершнями. Он на какое-то время находит укрытие и ждет помощи, но к тому времени, как она подоспеет, Пердид уже будет захвачен Властелинами Времени, а мальчик перенесен на 60 лет в будущее, где он встречает самого себя в старости. Совсем недетская история, и чуть ли не самая впечатляющая мультипликационная картинка 80.
12. Самый наш – «Ежик в тумане» 1975
Советский мультипликатор Юрий Норштейн в формально детском мультфильме уместил абсолютно взрослые и вполне философские мысли. Вполне обычные эмоции. И чувства — страх, любопытство, отчаяние, радость. И не важно, где и с кем, важна потрясающая достоверность переданных ощущений. Просто так случилось, что в мультфильме это выпало на долю Ежика, Медвежонка, Филина, Собаки и Лошади. В этом смысле «Ежик в тумане» и не мультфильм вовсе, а действующая модель мира, умещенная в десять потрясающе анимированных минут.