Начать этот материал мы решили со слова «пентименто», значение которого можно условно определить, как художественный прием, при котором автор картины решается внести значительные поправки или вообще переделать готовую работу. С итальянского слово pentimento переводится как «раскаяние», однако художники такой пафосный смысл приему не придают. Гораздо чаще пентименто используется лишь для того, чтобы исправить некоторые детали, которые могут быть значимы для самой картины, но не для ее автора. Хотя сегодня будем говорить как раз об обратном, то есть о тех случаях, когда пентименто изменил весь смысл картины.
Кит в работе Хендрика ван Антониссена «Сцена на берегу»
Картина до реставрации
Картина, попав в руки реставратора Фицуильяма Шан Куанг (Shan Kuang), музея искусств и истории при Кембриджском университете, неожиданно как-то преобразилась. Реставратор заметил, что в картине отсутствует смысл: люди собрались на берегу, но не до конца понятно, что именно их побудило прийти в такую неласковую погоду на морской берег, и куда они так сосредоточено смотрят. Ответ оказался «закрашен». В процессе реставрации выяснилось, что на картине ключевое звено не люди, а мертвый кит. Именно он является главной драмой холста.
Картина после реставрации
Скрытая фигура на работе Пабло Пикассо «Старый гитарист»
1901-1904 годы для Пабло Пикассо были очень тяжелыми. У самого «дорогого» художника в мире эти 3 года не было денег даже на покупку новых холстов. Выход Пикассо нашел лишь один — он стал загрунтовывать старые картины и рисовать на них новые. Знаменитая картина «Старый гитарист» как раз относится к их числу: исследователи сделали рентген и обнаружили «под» картиной силуэт женской фигуры.
Бюст сына Наполеона на картине Жана Огюста Энгра
Если приглядеться к левой части портрета, то даже невооруженным глазом можно заметить голову ребенка. Эта картина является одной из самых знаменитых примеров пентименто. На полотне изображен начальник полиции в Риме после завоевания города Наполеоном, а слева от него — сын Наполеона. Во всяком случае так считают многие искусствоведы и историки. В 1814 году, после того как Наполеон отрекся от престола, Энгр закрасил картину по политическим мотивам, а поверх нее написал новую.
«Анжелюс» Жана-Франсуа Милле
Милле назвал эту картину первыми словами молитвы «Angelus Domini» («Ангел Господень»). Долгое время считалось, что на полотне изображена молодая крестьянская пара, которая молится за благополучный рожай. Однако после рентгена оказалось, что все куда печальнее.
Сальвадор Дали был большим поклонником «Angelus Domini», в его галерее были даже нарисованные им копии и интерпретации образов полотна. Заинтересовала художника и чрезвычайная печаль пары во время молитвы. Дали обратился к администрации Лувра с просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна. Именно тогда и выяснилось, что первоначально Милле изобразил не молитву за урожай картофеля, а похороны младенца молодой пары. Отсюда и такая печаль в фигурах крестьян.
«Подготовка невесты» на самом деле не то, чем кажется
Картина Гюстав Курбе «Одевание невесты» в 1960 году прошла «процедуру» рентгенограммы, в результате который выяснилось, что на полотне изображено не подготовка невесты, а похороны и одевание мертвой. Сегодня картину можно найти под двумя подписями: «Одевание невесты» и «Одевание мертвой».
По материалам rupo