Полотна эпохи Возрождения — это всегда грандиозно и ясно. По крайней мере зритель всегда с точностью может определить, что изображено на картине: человек, пейзаж или фрукты. А вот перед полотнами Ротко, Поллока, Малевича мы чувствуем уязвимость, потому что не заем ответа на школьный вопрос «что хотел сказать автор».
И при всей неясности абстрактного искусства, надо признать, что каждый художник-абстракционист имеет классическое образование и отличные навыки академического рисунка. Это значит, что абстракционист способен нарисовать миловидную вазу с букетом цветов, закат или портрет, но он выбирает «образы», не обременённые предметностью.
Главное отличие абстрактной живописи от фигуративной, заключается в том, что она не стремится изобразить окружающий мир. Это в первую очередь связано с появлением фотографии, когда в целом отпала необходимость скурпулезно копировать мир. Сама ценность подобной копии упала. Никто больше не был готов заказывать портреты маслом, люди шли в фотоателье, которое выдавали бумажные копии «реальности» за сущие копейки.
Отчасти именно благодаря фотографии импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты отказались от реалистичных форм и стали развивать в своем творчестве идею, что связь между автором и зрителем налаживается не благодаря проекции реальности, а благодаря линиям, пятнам и мазкам краски. Именно благодаря этим идеям искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не оттеняющую радость от взаимодействия цвета, формы, линий и текстур.
Такова была история «бума» абстрактного искусства. Оно много и упорно критиковалось, не признавалось и отвергалось. Оно и сегодня существует под большим знаком вопроса.
Понимать его действительно сложно, но даже мимолетное знакомство с произведением искусства стоит начать с формального анализа. Он подразумевает ответы на несколько детских вопросов:
- что вы видите перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись?
- когда и с помощью каких материалов создавалась работа?
- какие элементы изображения автор выдвинул на первый план, а какие оттенил на второй?
- какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлый ли этот красный квадрат или вызывает тревогу? Давит ли картина на вас, или вы перед ней спокойны?
- контрольный вопрос: прикладываете ли вы усилия, чтобы увидеть в картине образ, или позволяете разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?
В абстрактном искусстве значение имеет даже рама. Если вы знакомы с творчеством Барнетта Ньюманома и Мондрианома, то вы, вероятно, знаете, что отказ от рамы может быть осознанным выбором художника, предлагающего отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.
В музеях современного искусства чувствовать себя уверенно практически невозможно. Есть много признанных художников- абстракционистов, которые вам могут казаться непонятными. Чтобы чувствовать себя в широких залах боллее уверенно, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).
Пожалуй один из тех пунктов, которые способны изменить все отношение к любому призванию — история его создания. То, при каких обстоятельствах было шла работа над произведением, какое значение оно имело или могло иметь это в стране и в истории искусства.
Любимый всеми «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление на тех, кто что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века.
Источник: wonderzine